План работы с одаренными детьми в 2024 -2025 учебном году
Цель: объединение усилий педагогов, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.
2. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.
3. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
4. Создание системы взаимодействия школа - ВУЗ.
5. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Содержание и формы работы:
Выявление одаренных и талантливых детей
• Выявление одаренных и талантливых детей;
• Создание системы взаимодействия с внешкольными и культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
• Создание банка данных «Одаренные дети».
• Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;
• Анализ особых успехов и достижений ученика.
Показатели одаренности
1. Интеллектуальная сфера
Показатели: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Сфера академических достижений:
чтение — ребенок выбирает чтение своим частым занятием; демонстрирует богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; желает продемонстрировать умение читать; сохраняет внимание при чтении;
математика — ребенок проявляет интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
естествознание — ребенок проявляет внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы, к происхождению предметов и явлений.
2. Творчество
Показатели: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень
(не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
3. Общение и лидерство
Показатели: ребенок легко приспосабливается к новым условиям; его предпочитают выбирать в качестве партнера по играм другие дети; в общении он сохраняет уверенность в себе; легко обращается к взрослым; может принять на себя ответственность.
4. Художественная деятельность
Показатели: изобразительное искусство — ребенок демонстрирует интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;
музыка — ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.
5. Двигательная сфера
Показатели: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; ребенок хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; демонстрирует высокий уровень освоения двигательных навыков.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.